Особенности освобождения от уголовной ответственности по ч. 4 ст. 212 Уголовного кодекса Украины согласно новому Уголовному процессуальному кодексу Украины: усовершенствование уголовного процессуального законодательства путем введения определения понятия «привлечение к уголовной ответственности», или «улучшение» для «несознательных элементов, которые до последнего сопротивляются»1

 Обзорное письмо 

31 октября 2012

При достаточно распространенных случаях возбуждения уголовного дела касательно должностных лиц налогоплательщиков по признакам преступления уклонения от уплаты налогов, широкого распространения приобрело применение механизма освобождения от уголовной ответственности по ч. 4 ст. 212 Уголовного кодекса Украины (далее — «УК Украины»). Так, уплата налогового обязательства до момента привлечения к уголовной ответственности дает возможность избежать негативных последствий в форме применения наказания в виде штрафа или лишения свободы, равно как и факта судимости.

Популярность данного сценария подтверждается размерами поступлений в бюджет. Так, по данным начальника Главного управления ГНС Украины А. Яковинца, только с начала 2012 года в связи с уплатой налоговых обязательств с целью освобождения от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов по ч. 4 ст. 212 УК Украины в казну поступило аж 354 млн. грн.

Одновременно с вступлением в законную силу с 20 ноября 2012 года нового Уголовного процессуального кодекса Украины, вводится ряд новелл, которые существенно влияют на момент уплаты налогового обязательства для тех налогоплательщиков, которые хотят рассчитывать на освобождение от уголовной ответственности по ч. 4 ст. 212 УК Украины.

Так, в соответствии с положениями ч. 4 ст. 212 УК Украины, лицо «освобождается от уголовной ответственности, если оно до привлечения к уголовной ответственности уплатило налоги, сборы (обязательные платежи), а также возместило ущерб, причиненный государству несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня)».

Уголовно-процессуальный кодекс Украины 1960 года не содержит определения момента, с которого лицо привлекается к уголовной ответственности. Именно поэтому понятие «привлечение к уголовной ответственности» применяется с учетом его толкования Конституционным Судом Украины (далее — «КСУ»). Так, в соответствии с Решением КСУ № 9-рп/99 от 27.10.1999 г. по делу № 1-15/99 за конституционным представлением Министерства внутренних дел Украины относительно официального толкования положений части третьей статьи 80 Конституции Украины указано, что привлечение к уголовной ответственности «начинается с момента предъявления лицу обвинения в совершении преступления».

То есть, в случае возбуждения в отношении должностного лица налогоплательщика уголовного дела по признакам уклонения от уплаты налогов, у последнего было время до момента предъявления обвинения, чтобы оплатить соответствующие налоговые обязательства, и таким образом избежать негативных последствий уголовной ответственности.

Однако, как было отмечено выше, новый Уголовный процессуальный кодекс Украины содержит ряд нововведений, среди которых, в частности, определение понятия «привлечение к уголовной ответственности». Так, п. 14 ч. 1 ст. 3 Уголовного процессуального кодекса Украины содержит следующее определение: «привлечение к уголовной ответственности — стадия уголовного производства, которая начинается с момента уведомления лица о подозрении в совершении уголовного преступления».

Таким образом, начиная с 20 ноября 2012, лицо подпадает под освобождение от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в случае перечисления соответствующих налоговых обязательств в бюджет до момента уведомления о подозрении.

Для полноты изложения следует обратить внимание, что определение момента привлечения к уголовной ответственности как предъявление обвинения со вступлением в законную силу нового Уголовного процессуального кодекса Украины потеряет свою актуальность. Ведь указанное Решение КСУ № 9-рп/99 от 27.10.1999 г. содержит четкую привязку к Уголовно-процессуальному кодексу Украины 1960 года. И такая стадия как предъявление обвинения исчезает из уголовного процесса со вступлением в законную силу нового Уголовного процессуального кодекса Украины.

То есть, в отличии от регулирования Уголовно-процессуального кодекса Украины 1960 года, когда у налогоплательщика/должностного лица было время с момента получения постановления о возбуждении уголовного дела до предъявления обвинения для уплаты налоговых обязательств, по новому Уголовному процессуальному кодексу Украины спрогнозировать крайний срок для уплаты налоговых обязательств для целей освобождения от уголовной ответственности по ч. 4 ст. 212 УК Украины почти нереально.

Ведь потенциально, каждый акт проверки со значительной суммой налоговых доначислений может послужить основанием для внесения в Единый реестр досудебных расследований информации об уголовном правонарушении (по ст. 214 Уголовного процессуального кодекса Украины). И именно с этого момента, а не с момента вручения уведомления о подозрении, будет начинаться уголовное производство. Учитывая ограниченный круг пользователей Единого реестра досудебных расследований (п. 1.11 Приказа Генеральной прокуратуры Украины от 17.08.2012 года № 69), вполне вероятно, что налогоплательщик/его должностное лицо узнает об уголовном производстве только с момента получения сообщения о подозрении. При этом каких-то конкретных временных ограничений относительно предельных сроков уведомления о подозрении с даты внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований, новый Уголовный процессуальный кодекс Украины не содержит.

В какой-то степени защитить налогоплательщика от такой неопределенности призвано изложенное в новой редакции положение п. 56.22 ст. 56 Налогового кодекса Украины (далее — «НК Украины»), что исключает сообщение о подозрении в случае обжалования налогоплательщиком налогового уведомления-решения как в порядке административной процедуры, так и в судебном порядке до завершения соответствующих процедур:

«Если налогоплательщик обжалует решение налогового органа в административном порядке в контролирующие органы и/или в суд, уведомление лицу о подозрении в совершении уголовного преступления в виде уклонения от уплаты налогов не может основываться на таком решении контролирующего органа до окончания процедуры административного обжалования или до окончательного решения дела судом».

Однако данное правило содержит и исключения, поскольку «не распространяется на случаи, когда такое сообщение о подозрении базируется не только на решении контролирующего органа, но и подтверждается дополнительно собранными доказательствами в соответствии с требованиями уголовного процессуального законодательства Украины». Учитывая то, что, например, заключение экспертизы с подтверждением выводов акта проверки или даже показания налогового инспектора в качестве свидетеля уже формально могут считаться такими дополнительно собранными доказательствами, положения п. 56.22 ст. 56 НК Украины тоже не могут служить гарантией от неожиданного получения налогоплательщиком/должностным лицом уведомления о подозрении. А именно с этого момента, повторимся, лицо считается таким, которое привлекается к уголовной ответственности. Следовательно, возможность освобождения от уголовной ответственности по ч. 4 ст. 212 УК Украины исчерпывается.

Стоит обратить внимание на слова начальника Главного управления ГНС Украины Анатолия Яковинца, который заверил, что принятие нового Уголовно-процессуального кодекса не приведет к усилению фискального давления2. В то же время, вышеуказанное свидетельствует об обратном.

Так, подбивая итоги, со вступлением в законную силу нового Уголовного процессуального кодекса Украины каждый акт налоговой проверки на «материальную» сумму превращается в своеобразную «бомбу замедленного действия». Ведь налогоплательщик / должностное лицо не сможет спрогнозировать момент уведомления о подозрении как предельную дату уплаты налоговых обязательств с целью освобождения от уголовной ответственности по ч. 4 ст. 212 УК Украины.

Для налогоплательщиков/должностных лиц это означает, что быть уверенным в возможности рассчитывать на освобождение от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов по ч. 4 ст. 212 УК Украины возможно лишь в случае уплаты налоговых обязательств по результатам проведения проверки сразу после получения соответствующих налоговых уведомлений-решений. Для бюджета же, очевидно, это будет означать существенное увеличение поступлений от уплаты налоговых обязательств.

Примечания:

1Вестник Налоговой Службы Украины. – № 38. – октябрь 2012. – «Или налоги, или ответственность. Уголовный кодекс может освободить бизнесмена от преследования» . – с. 60-61.

2Лига. Новости. — 12.10.2012.- http://news.liga.net/news/economics/746451-nalogovaya_uzhe_gotova_rabotat_po_novomu_upk.htm

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получения полной профессиональной консультации.

 С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2012