Запрет на проведение проверок — популистская норма без реальных последствий?

Обзорное письмо

22 августа 2014

Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном Бюджете на 2014 год» № 1622- VII от 31.07.2014 года был принят ряд законодательных изменений, которые согласно представлению Премьер-министра Украины, направлены на решение самых важных проблемных вопросов.

В список самых болезненных вопросов для бизнеса, входят, том числе, и проверки. Этот вопрос был решен на законодательном уровне следующим образом:

«8) дополнить (Закон Украины «О Государственном Бюджете Украины на 2014 год») статьями 26-32 следующего содержания:

<…>

Статья 31. Установить, что проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц – предпринимателей контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы Украины) осуществляются в течение августа-декабря 2014 года исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины или по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки».

Эти и другие положения Закона Украины «О Государственном Бюджете на 2014 год» (далее — «Закон о госбюджете») вступили в законную силу с 03.08.2014 года1. Так каких именно проверок не следует ожидать предприятиям? Каким органам запрещено проводить проверки?

Заметим, что редакция ст. 31 Закона о госбюджете на данный момент является очень обобщенной. В частности, устанавливая запрет на проведение проверок вст. 31 Закона о госбюджете, она адресует ее всем контролирующим органам, кроме Государственной фискальной службы.

Для понимания того, какие органы вероятнее всего будут признаны контролирующими для целей положений ст. 31 Закона о госбюджете, стоит обратиться к положениям ст. 1 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 года № 877-V, где указывается, что

«государственный надзор (контроль) — деятельность уполномоченных законом центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, государственных коллегиальных органов, органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления (далее — органы государственного надзора (контроля)) в пределах полномочий, предусмотренных законом, по выявлению и предотвращению нарушений требований законодательства субъектами хозяйствования и обеспечению интересов общества, в частности надлежащего качества продукции, работ и услуг, приемлемого уровня опасности для населения, окружающей природной среды».

В случае, если для целей применения положений ст. 31 Закона о госбюджете будет осуществлена привязка к положениям Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», не исключаем, что запрет на проведение проверок не распространится на проверки некоторых органов, деятельность по надзору (контролю) которых исключена из предмета регулирования этого Закона. Так, согласно ст. 2 Закона:

«Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие во время осуществления мероприятий: валютного контроля; таможенного контроля на границе; государственного экспортного контроля; контроля за соблюдением бюджетного законодательства; банковского надзора; государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции; государственного надзора за соблюдением требований ядерной безопасности; государственного надзора (контроля) в области гражданской авиации [...]».

Понятие контролирующих органов отдельно определено для целей налогообложения. Так, в статье 41 Налогового кодекса Украины указывается, что:

«Контролирующими органами являются органы доходов и сборов — центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование единой государственной налоговой, государственной таможенной политики в части администрирования налогов и сборов, таможенных платежей и реализует государственную налоговую, государственную таможенную политику, обеспечивает формирование и реализацию государственной политики по администрированию единого взноса, обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере борьбы с правонарушениями при применении налогового и таможенного законодательства, а также законодательства по вопросам уплаты единого взноса (далее — центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику), его территориальные органы».

Сейчас всю совокупность полномочий органов доходов и сборов переняла Государственная фискальная служба, которая стала единственным контролирующим органом по вопросам налогообложения. Об этом свидетельствуют положения Постановления Кабинета Министров от 21.05.2014 года № 236 и Распоряжение от 17.07.2014 года № 651-р, Приказа Государственной фискальной службы от 18.07.2014 года № 2, а также данные Единого государственного реестра предприятий, учреждений и организаций.

То есть проверки, предусмотренные положениями налогового законодательства, выведены из-под запрета на проведение проверок, предусмотренного положениями ст. 31 Закона о госбюджете.

По информации на сайте Кабинета Министров Украины не будет запрещено проведение проверок в следующих случаях (согласно с цитатой Остапа Семерака — Министра Кабинета Министров Украины):

«Отдельно отмечу, что разрешение на проведение проверки не требуется в случае, когда такие проверки необходимо осуществить по решению суда или в случаях, предусмотренных Уголовным процессуальным кодексом Украины. Кроме того, не распространяется запрет на проверки теми органами, которые должны контролировать деятельность опасных для жизни или жизнедеятельности человека объектов, например, атомные станции, химическая промышленность и т.д.».

Как видим, перечень не является исчерпывающим и это «и т.д.» дает почву для фантазии контролирующим органам. Стоит напомнить ситуацию с государственной архитектурно-строительной инспекцией (ГАСК). В течение последних года-полутора предприниматели страдают от постоянных проверок ГАСК. Эта «уважаемая» организация без особого обоснования относит объекты строительства к объектам повышенной опасности (то есть к тем «опасным для жизни или жизнедеятельности человека объектам», о которых ведет речь Кабмин). Это позволяет повысить категории сложности объекта и, соответственно, накручивать размер штрафов в десятки раз.

Поэтому возникает вопрос, а какие проверки запрещены к проведению без разрешения Кабинета Министров Украины ?!

Возможно, на это ответит Кабинет Министров Украины в своем Постановлении от 13.08.2014 года о порядке предоставления разрешений на проведение проверок, текст которого пока не обнародован.

Примечания:

1 Согласно пункту 2 Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете на 2014 год » № 1622- VII от 31.07.2014 года этот Закон вступает в силу с дня, следующего после дня опубликования. Положения этого Закона были опубликованы в «Голосе Украины» 02.08.2014 года (№ 146).

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получения полной профессиональной консультации.

С уважением,

АО «КМ Партнеры»

© ООО «ВТС Консалтинг», 2014